В то время как мировые рынки продолжают осмысливать перспективу новых торговых барьеров США, представители центральных банков Европы и Азии предупреждают, что волатильность, которую они создают на рынках облигаций, может выявить еще один скрытый риск.
Подобно краху Lehman Brothers в 2008 году, который спровоцировал изъятие средств из фондов денежного рынка на сумму 600 миллиардов долларов, вынудил продавать коммерческие бумаги и заморозил мировые кредитные рынки, некоторые представители центральных банков считают, что изъятие стейблкоинов может спровоцировать гораздо более масштабную и мгновенную распродажу казначейских облигаций США.
Хотя только время покажет, произойдет ли снова столь масштабное заражение, некоторые недавние события продемонстрировали, как это может выглядеть.
Например, угрозы Дональда Трампа ввести пошлины не направлены против криптовалют; однако вызванные ими шоковые волны могут непреднамеренно ударить по экономике цифрового доллара гораздо сильнее, чем кто-либо ожидал. Угроза президента США от 10 октября ввести в отношении Китая новые 100% пошлины обрушила рынок криптовалют почти на 20 миллиардов долларов менее чем за сутки.
Другим важным стрессовым событием стала депривация USDC в марте 2023 года после краха Silicon Valley Bank, когда неопределенность с доступом к резервам привела к падению курса токена до $0,88. Этот инцидент остаётся примером того, как реальные финансовые потрясения могут спровоцировать внезапное обесценение даже самых крупных стейблкоинов, обеспеченных фиатными деньгами.
Распродажа казначейских облигаций?
Поскольку большинство стейблкоинов являются последним горячим трендом в криптовалюте, а многие из основных из них привязаны к доллару США, некоторые предупреждают, что риск еще одной глобальной «заразы» может быть реален.
Глава Национального банка Нидерландов (DNB) Олаф Слейпен, один из 26 членов Европейского центрального банка, принимающих решения, заявил Financial Times, что набег на привязанные к доллару токены может спровоцировать распродажу казначейских облигаций США и вынудить центральные банки полностью пересмотреть свою денежно-кредитную политику.
Если пошлины приведут к росту доходности и снижению ликвидности, что является классической реакцией на торговые потрясения, казначейские векселя станут менее стабильными именно тогда, когда они больше всего нужны. «Если стейблкоины не будут столь стабильны, — предупредил Слейпен, — мы можем оказаться в ситуации, когда базовые активы придётся быстро продавать».
Стивен Миран, глава Федеральной резервной системы США, по-видимому, превентивно опроверг это заявление, заявив, что стейблкоины — это «инновация, [которая] была несправедливо воспринята некоторыми как изгой, но теперь стейблкоины являются устоявшейся и быстрорастущей частью финансового ландшафта».
В недавнем отчете DNB подчеркивается, что, хотя «рынок стейблкоинов стремительно развивается» и «может достичь 2 триллионов долларов в течение трех лет в соответствии с Законом США о GENIUS», «за его блестящей оболочкой скрывается огромный риск» из-за его «взрывного роста и концентрации, поскольку Tether и Circle контролируют 80% рынка».
«Быстрое расширение сопровождается определенными условиями», — говорится в отчете, где отмечается «риск массовых изъятий, как после краха банка Silicon Valley Bank , что может спровоцировать распродажу казначейских облигаций США, создать нагрузку на криптовалютные биржи и отразиться на европейских финансовых институтах».
Миран отверг эту идею, заявив, что «поскольку платежные стейблкоины GENIUS Act не приносят доходности и не обеспечены федеральным страхованием вкладов, я не вижу больших перспектив массового оттока средств из отечественной банковской системы».
Аналогичные опасения выразили и другие финансовые учреждения. Банк международных расчётов (БМР) и Резервный банк Австралии (РБА) сошлись во мнении, что глобальный экономический стресс увеличивает использование стейблкоинов за рубежом, одновременно снижая стоимость и ликвидность активов, на которых они основаны.
В отчете за июнь 2025 года Банк международных расчетов заявил: «Потеря доверия к стейблкоинам может привести к крупным и внезапным погашениям, что потенциально может нарушить важнейший в мире рынок государственных облигаций».
Угрозы Трампа ввести пошлины усиливают эту напряженность. В условиях глобализированной экономики, где трансграничная торговля становится все более нестабильной, токены, привязанные к доллару, становятся одновременно более привлекательными и хрупкими, создавая давление, которое может вывести сектор стейблкоинов стоимостью 310 миллиардов долларов на глобальную системную значимость быстрее, чем к этому готовы регуляторы, – совпали мнения Резервного банка Австралии (RBA) и Банка международных расчетов (BIS).
Резервный банк Австралии (RBA) в октябрьском отчёте отмечает, что объём стейблкоинов вырос более чем на 50% за 12 месяцев, по состоянию на июнь 2025 года, и предупреждает о рисках, связанных с этим ростом. В нём также говорится, что «прогнозы роста отрасли варьируются от 500 млрд долларов к 2028 году до 4 трлн долларов к 2035 году».
Банк международных расчетов (BIS) заявил, что, по нескольким отраслевым прогнозам, к 2030 году объем рынка составит от 2 до 3 триллионов долларов США. Это масштаб, при котором «даже умеренный шок от погашения может соперничать с эпизодами стресса на рынке казначейских облигаций, которые наблюдались в марте 2020 года».
Центральный банк Австралии согласен со Слейпеном, заявляя: «Внезапное снижение настроений в отношении стейблкоинов может спровоцировать распродажу активов с потенциалом перекинуться на рынки репо и другие основные рынки финансирования США».
Безопаснее, чем банковское дело
Если такой сценарий будет реализован и начнется распродажа, закон GENIUS гарантирует, что правительству США придется оказать финансовую помощь эмитентам стейблкоинов и их держателям в размере сотен миллиардов долларов.
Однако, по мнению директора по политике Coinbase Фарьяра Ширзада, «полное резервирование делает стейблкоины более безопасными, чем банковские операции», а их «более широкое внедрение фактически укрепляет стабильность».
Он также пояснил: «Банки предоставляют долгосрочные, часто рискованные кредиты частным лицам и корпорациям, что подвергает их как кредитному риску, так и риску ликвидности. В отличие от этого, эмитенты стейблкоинов обычно держат краткосрочные государственные облигации, которые практически безрисковые и высоколиквидные».