АСТАНА – S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Казахстана на уровне «BBB-» и краткосрочный рейтинг на уровне «A-3», сохранив стабильный прогноз, несмотря на растущее фискальное давление.
Аналитики S&P в своем пресс-релизе от 21 февраля поясняют, что рейтинг подчеркивает прочный фискальный и внешний баланс Казахстана, который продолжает обеспечивать надежную защиту от внешних потрясений.
«Стабильный прогноз по долгосрочному рейтингу «BBB-» отражает наше мнение о том, что риски затяжной фискальной слабости и более высоких процентных расходов для правительства смягчаются плановыми реформами в сфере управления и экономики, а также сильными буферами активов Казахстана», — говорится в заявлении.
Агентство предупредило, что растущий внутренний долг и опора на Национальный фонд для закрытия бюджетных пробелов могут напрячь фискальную структуру страны в среднесрочной перспективе. Созданный в 2000 году, Национальный фонд был разработан для аккумулирования непредвиденных доходов страны от углеводородов.
«Однако эта практика может измениться, поскольку правительство планирует ввести дополнительные ограничения на фискальное использование средств Национального фонда с 2026 года. Мы прогнозируем, что чистый государственный долг достигнет 12% ВВП к 2028 году после почти чистой позиции активов в 2022 году», — пишут аналитики S&P.
По мнению аналитиков, экономика Казахстана останется «устойчивой» в 2024 году благодаря более высоким государственным расходам. S&P прогнозирует рост ВВП на 4,9% в 2025 году.
«Мы ожидаем сильный рост в 4,9% в этом году, отчасти благодаря продолжающемуся фискальному расширению и более высокой добыче нефти за счет расширения месторождения Тенгиз. Несмотря на квоты на добычу ОПЕК+ , власти оценивают, что общая добыча нефти может достичь 96 миллионов тонн в год в 2025 году и 106 миллионов тонн в 2027 году, по сравнению с почти 88 миллионами в 2024 году», — говорится в заявлении.
Хотя сектор углеводородов остается краеугольным камнем экономики, обеспечивая почти 20% ВВП, более 30% государственных доходов и более половины экспорта, S&P указывает на уязвимости, связанные с этой зависимостью.
Колебания цен на нефть продолжают представлять существенные риски для финансовой стабильности, и эта обеспокоенность усугубляется геополитическими сложностями, связанными с основным маршрутом экспорта нефти из Казахстана через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).
S&P отмечает, что зависимость Казахстана от трубопровода КТК, который направляет 80% его нефтяного экспорта через Россию на европейские рынки, остается критически уязвимым местом. Хотя правительство прилагает усилия по диверсификации экспортных маршрутов через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) , объемы остаются ограниченными, а логистические проблемы сохраняются.
В документе предупреждается, что перебои в работе трубопровода КТК, подобные тем, что были вызваны недавними атаками беспилотников , могут «потенциально представлять определенные риски» для запланированных объемов добычи и экспорта нефти в этом году.
S&P отмечает, что среднесрочные перспективы роста, вероятно, станут умеренными после 2025 года.
«Внутренний спрос и инвестиции, вероятно, снизятся по мере замедления роста государственных расходов. Политика правительства направлена на диверсификацию экономики посредством Национального плана инфраструктуры с проектами в секторах коммунальных услуг, транспорта, водоснабжения и сточных вод», — говорится в отчете.
S&P подчеркивает, что дефицит доходов в 2024 году, вызванный снижением цен на нефть, широким распространением налоговых льгот и слабым бюджетным прогнозированием, привел к увеличению бюджетного дефицита.
По оценкам агентства, дефицит государственного бюджета достигнет 4,3% ВВП в 2024 году, превысив официальный показатель в 2,7% из-за исключения агентством S&P трансфертов Национального фонда из расчетов доходов.
«Для компенсации дефицита налоговых поступлений Национальный фонд Казахстана предоставил правительству единовременные исключительные трансферты, направленные через дивиденды от «Самрук-Казына» [фонд национального благосостояния]. Это было в дополнение к гарантированным и целевым трансфертам в бюджете», — говорится в заявлении.
Бюджетная траектория Казахстана в среднесрочной перспективе будет зависеть от того, насколько эффективно будут реализованы фискальные правила.
«Мы ожидаем, что более низкий рост расходов, усилия по расширению налоговой базы и ограничения на дополнительные трансферты из Национального фонда должны сократить дефицит бюджета до 3,7% в течение 2025-2028 годов. Правительство планирует меры по отмене исключительных трансфертов из Национального фонда и ограничению размера целевых трансфертов в дополнение к текущим лимитам на гарантированные трансферты», — говорится в отчете.